[Греч. Νήφων ὁ Β´] († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных).
Основной источник сведений о Н.- Житие, к-рое было написано в 1517-1520 гг. в Валахии книжником и протом Св. Горы Афон Гавриилом по заказу господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521). Житие дошло в румын., греч. и слав. версиях. Вопрос о языке оригинала долгое время являлся предметом научной дискуссии. Большинство ученых считают, что первоначально текст был создан на греч. языке, однако сохранившаяся греч. версия (BHG, N 1373a, 1373b) представляет собой простонародное переложение, в к-ром Гавриил упоминается в 3-м лице. Переложение было создано в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон и сохранилось в коллекции рукописей этого мон-ря в поздних списках Ath. Dionys. 661 (olim 610) (XVIII в.) и 716 (olim 715) (XIX в.). Эти списки легли в основу издания В. Греку, к-рый учел также румын. версию и краткую новогреч. редакцию, вошедшую в «Новый Изборник» (Νέον ᾿Εκλόγιον) Никодима Святогорца 1803 г. (Grecu. 1944). Существует еще одно независимое переложение Жития, написанного Гавриилом; дошло в списке Meteor. Varl. 132. F. 47-73 (1783-1784 гг.) (Mavroudis. 2009. S. 167-170; частично изд.: Năsturel. 1967. P. 68-73). Румын. версия, древнейший список к-рой датируется 1682 г. (Бухарест. Б-ка Румын. АН. N 464), более близка к утраченному греч. оригиналу, чем все известные греч. версии. Вероятно, перевод восходит к эпохе господаря Матея Басараба (1632-1654) (Năsturel. 1967. P. 63-68). Житие совмещает элементы агиографического и историографического сочинения, его отличает пристальное внимание к фигуре Нягое Басараба и событиям в Валахии, в т. ч. и после кончины святого. Пространные фрагменты румын. Жития были включены в валашскую хронику Шербана Кантакузино кон. XVII в. Они содержат оригинальные сведения, отсутствующие в сохранившейся румынской версии Жития, и должны учитываться при реконструкции первоначального состава Жития, написанного Гавриилом (Ibid. P. 52-56). Сведения Жития дополняются данными греч. нарративных источников: анонимной хроники за 1373-1513 гг. (Emperors, Patriarchs and Sultans. 1990. P. 100-105, 118-121), всемирной хроники Мануила Малакса 1570 г., «Хроники» Псевдо-Дорофея Монемвасийского, «Политической истории Константинополя» и «Истории Константинопольских патриархов» 70-х гг. XVI в. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 58-60, 69-70, 127-132, 134-135, 138).
Н., в миру Николай, род. на Пелопоннесе. Его отец Мануил, этнический албанец (или серб: Panou. 2007. P. 62), имел знатное происхождение и занимал важный пост при серб. деспоте Георгии (Джурадже) Бранковиче (1377-1456) (см. ст. Бранковичи). Согласно Житию Н., Мануил был оклеветан, посажен в тюрьму и осужден на казнь, но супруга деспота Ирина Кантакузина спасла его и отправила на Пелопоннес к своему брату Фоме, к-рый приблизил его ко двору и выдал за него дочь одного из своих самых влиятельных вельмож Марию. В браке родились двое сыновей и дочь, младшим из детей был Н. Вскоре Мануил скончался. Косвенные данные позволяют отнести рождение святого к 1418 г. (Mavroudis. 2009. S. 175-177; прежняя датировка - 1435-1440: Popescu. 1914. P. 764; Năsturel. 1967. P. 42; Τρίτος. 2003. Σ. 348; Panou. 2007. P. 62).
Получив начальное образование, Н. отправился вместе со своим учителем Иосифом в путешествие и в окрестностях Эпидавра встретился с отшельником Антонием. Н. уговорил старца принять его в ученики, а вскоре - постричь в рясофор. После кончины Антония Н. отправился в г. Нарта (греч. Παλαιοάρτα; в Житии - Νάρδα) в Албании к ранее подвизавшемуся на Афоне (вероятно, в мон-ре Ватопед) мон. Захарии (впосл. архиепископ Охридский), в совершенстве владевшему и греч. и слав. языками (Mavroudis. 2009. S. 183-184). После 1439 г. Н. и Захария переехали в Диррахий (ныне Дуррес, Албания), где убеждали жителей не принимать решения Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. о церковной унии. Не позже 1448 г. Н. и Захария обосновались в г. Круя при дворе кн. Георгия Кастриоти (Скандербега). После падения К-поля (1453) Н. и Захария переехали в г. Охрид, где поселились в мон-ре во имя Пресв. Богородицы (по др. данным, во имя Всех святых). Время переезда в Охрид точно установить невозможно, предлагавшаяся исследователями датировка 1466 г. (Năsturel. 1967. P. 43) не имеет под собой достаточных оснований. После пребывания в Охриде Н. переехал на Афон, где посвятил себя копированию рукописей. По свидетельству румынской версии Жития Н., которое многие исследователи ставят под сомнение, Н. был рукоположен во диакона в г. Арта, а во иерея - в г. Круя. Согласно греческим источникам, оба рукоположения относятся ко времени пребывания Н. на Афоне (Mavroudis. 2009. S. 187-188). Согласно Житию, Н. был пострижен в малую схиму в мон-ре Дионисиат (Grecu. 1944. P. 56, 102), согласно историографическим источникам - в мон-ре Пантократор (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 58, 128).
В течение неск. лет Н. занимал кафедру митрополита Фессалоники. Традиц. датировка его митрополичьего служения 1482 - кон. 1486 г. (Petit L. Les évêques de Thessalonique // EO. 1901. T. 5. N 2. P. 90-97) была поставлена под сомнение Н. Икономидисом, к-рый опубликовал документы, указывающие на то, что Н. мог занимать кафедру в Фессалонике уже в 70-х гг. XIV в. (Actes de Dionysiou / Ed. N. Oikonomidès. P., 1968. P. 165. (ArAth; 4)). В статусе Фессалоникийского митрополита Н. принимал участие в К-польском Соборе 1484 г., признавшем недействительными решения Ферраро-Флорентийского Собора (Popescu. 1914. P. 771).
Период первого Патриаршества Н. (кон. 1486 - нач. 1488) был омрачен конфликтом из-за наследства его предшественника патриарха Симеона I Трапезундского. Симеон I, скопивший значительные богатства, не оставил завещания, и хазнадар-баши (великий казначей дворца) Скендербей Амируци (сын визант. ученого и османского гос. деятеля Георгия Амируци) решил конфисковать и имущество Симеона I, и сокровища Патриархата. Н. попытался оспорить это решение, выдав некоего Василия за племянника и законного наследника патриарха Симеона. Однако подлог раскрылся, и Скендербей донес о поступке Н. султану. Султан подверг истязаниям свидетелей, дававших показания в пользу Василия, а Н. под угрозой смерти изгнал из К-поля. Нек-рое время Н. формально оставался патриархом, но не мог приехать в К-поль (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 59-60, 130-131). По настоянию султана на Патриарший престол был повторно возведен свт. Дионисий I, а Н. удалился в мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в Созополе, где занимался копированием рукописей. По инициативе Н. в Созополе был выстроен храм во имя св. Николая (Popescu. 1914. P. 776).
Н. вновь занял К-польский престол после низложения Максима IV (1491-1497), но через год был смещен. Согласно Житию, причиной смещения стал конфликт с османским султаном, которому Н. отказался оказывать почести, когда столкнулся с его процессией на улицах К-поля (Grecu. 1944. P. 74). Свящ. Синод избрал новым патриархом Иоакима I, а Н. бежал в Адрианополь (Эдирне), где поселился при мон-ре св. Стефана. Весной 1502 г. Иоаким I был вынужден уйти с К-польского престола, и к Н. обратились с просьбой возглавить кафедру в 3-й раз. Н. ответил отказом и в официальном отречении, датированном 26 июня 1503 г., доверил управление К-польской Церковью Пахомию I (Τρίτος. 2003. Σ. 351).
Ок. 1504 г. господарь Раду IV Великий посетил Н. в Адрианополе и пригласил его в Валахию с тем, чтобы он, став митрополитом Унгро-Влахийским, реорганизовал церковную жизнь княжества. Прошение господаря было удовлетворено Синодом и Высокой Портой. В годы своего митрополичьего служения Н. боролся с пороками, в которых погрязла Церковь в Валахии (прежде всего с пьянством и педофилией: Grecu. 1944. P. 84), и осуществил реформу церковно-адм. устройства митрополии. Вскоре, однако, он выступил против Раду IV, к-рый хотел выдать замуж свою сестру за влиятельного молдав. вельможу Богдана, уже женатого. Н. был низложен, изгнан из княжества и удалился на Афон сначала в мон-рь Ватопед, а затем в мон-рь Дионисиат, где и провел последние годы жизни.
Перед отъездом на Афон Н. встретился с юным Нягое Басарабом, который с тех пор считал себя «духовным чадом» святого (Grecu. 1944. P. 92, 96). В 1515 г. Нягое организовал символическую церемонию покаяния и примирения Раду IV и Н.- мощи Н. были доставлены из мон-ря Дионисиат в мон-рь Дялу, где был погребен Раду IV. В изложении Гавриила Н. предстает новым свт. Иоанном Златоустом, действия Нягое прямо уподобляются решению имп. Феодосия II перенести мощи святителя в К-поль в 437/8 г., а предательство Раду IV - поступкам имп. Евдоксии (Panou. 2007. P. 76-77). После церемонии мощи Н. (за исключением главы и десницы) были возвращены на Афон в драгоценной раке в форме храма. Мощехранительница была снабжена надписью, повествующей об обстоятельствах ее создания и передачи в мон-рь (Millet G., Pargoire J., Petit L. Recueil des inscriptions chrétiennes de l'Athos. P., 1904. Pt. 1. N 465. P. 161). Вместе с ракой Нягое даровал монастырю честную главу и десницу св. Иоанна Предтечи (Ibid. N 466. P. 162). Вероятно, по заказу Нягое была написана хранящаяся в монастыре Дионисиат небольшая икона с поясным изображением Н., благословляющего Нягое. Прп. Максим Грек составил 2 гекзаметрические эпиграммы на драгоценную раку с мощами Н., а также поэтическую эпитафию с использованием элегического дистиха (Δημητρακόπουλος. 1986-1991. Σ. 337-340). 21-26 авг. 2008 г. состоялся визит патриарха К-польского Варфоломея I на Афон, приуроченный к 500-летию кончины Н.
По решению Нягое в честь Н. был освящен храм в г. Тырговиште. 16 авг. 1517 г. на торжественной церемонии, состоявшейся в только что возведенном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Куртя-де-Арджеш, Н. был причислен к лику святых. На церемонии присутствовали патриарх К-польский Феолипт I (1513-1522), настоятели афонских мон-рей и автор Жития Н. Гавриил (Panou. 2007. P. 73). Возможно, выбор в пользу греческого, а не слав. языка для Жития Н. был связан с тем, что прот Гавриил хотел распространить почитание Н. за пределами Валахии (Năsturel. 1967. P. 46, 72). Первая служба Н., вероятно, была написана по заказу Нягое гимнографом с о-ва Керкира (Корфу) Иустином Декадионом, а затем была переведена на славянский. Версия службы, дошедшая в списке Meteor. Varl. 38. Fol. 83-105 и приписанная ученику Н. Леонтию из мон-ря Дионисиат, в действительности может представлять собой копию службы авторства Иустина (Ο ´Αγιος Νήφων. 2008. Σ. 242-271). Частицы мощей Н. (глава и десница) пребывали в соборе в г. Куртя-де-Арджеш до 1949 г. и по решению Синода Румынской Православной Церкви были перенесены в кафедральный собор во имя вмч. Димитрия Солунского в г. Крайова.